Модные сказки
01.01.
2000
01.03.
2000
Ольга Тобрелутс
Модные сказки
Событие завершено

Анонс

Речь идет о двух сериях работ Ольги Тобрелутс - «Русские сказки» и «В замке Синей Бороды». Серийность работ предполагает совмещение вариативности и инвариантности: каждая работа самостоятельна и является частью серии, каждая работа отличается от другой и повторяет ее. Серия «Русские сказки» (состоит из восьми компьютерных коллажей, восьми законченных историй. Серия «В Замке Синей Бороды» (2000) - повествование из двенадцати последовательных компьютерных коллажей.

Каждый сказочный сюжет одновременно разыгрывается в модном мире, точнее в мире моды. Все сказочные персонажи одеты от того или иного дизайнера (Versace, Issey Miyake, Yohji Yamamoto, Valentino, Comme des Garcons, Gucci и других). Все сказочные персонажи представлены теми или иными моделями. Сказка рекламирует моду в то время, как мода рекламирует сказку. Сказочный мир моды обращается модным миром сказки.

Фантазии современной моды гармонируют с детским миром сказки. В сказке бессознательная идентификация с персонажем позволяет пройти лабиринты инициации, приобщиться к культурным парадигмам, получить эстетическое удовольствие. Модные журналы позволяют выбрать свой желанный образ, отождествиться с определенным идеалом. Модная одежда становится своего рода переходным объектом на пути к желанному образу, на пути к идеалу любви и безопасности. Одежда, облачающая героя модной сказки, становится фетишем, позволяющим войти в сказочное пространство.

Сказки существует в мире рекламы. Реклама - это современная сказка, рассказанная коротко и быстро. Реклама - это сказка эпохи масс медиа. Эта тенденция отражается и в сериях Ольги Тобрелутс, которые отнюдь не случайно появились в журналах мод: «Русские сказки» - в журнале “Vogue”, а «В замке Синей Бороды» - в журнале “Officiel”. В отличие от «стандартной» фотографии в модном журнале, работы Ольги Тобрелутс подчеркивают сказочный, повествовательный характер образа.

В ее коллажах модели не просто служат объектом нашего желания, направляя его «окольным» путем на обладание тем или иным модным товаром, а разыгрывают определенные роли, непосредственно обращась к тем или иным инфантильным фантазиям.

Сказочный коллаж всегда может быть возвращен в сферу символического, его можно воспроизвести в словах, пересказать. Коллаж представляет сказку в сгущенном, сжатом виде, что создает в его пределах дополнительное напряжение.

Мир рекламы навязывает свои идеалы, мир моды - свои, мир сказки - свои. По сути дела Идеал и становится основным сюжетом работ. Даже технология производства отцифрованных сказок работает на идеал, на композиционный идеал совмещения различных планов изображения и на оптический идеал репрезентации. Компьютерная реальность - реальность, в которой провоцируются и разворачиваются, производятся и реализуются фантазии; и с этой точки зрения мы имеем дело с тонкой и даже неуловимой материей Идеала.

В своей время искусство отвоевало себе территорию у религии, и тогда на сцену вышли идеал-идолы, звезды идентификации. Звезд узнают все. Они принадлежат всем так же, как всем принадлежат персонажи сказок. В серии «Русские сказки» это Наоми Кэмпбэлл и Наташа Симанова.

«Сказки» Ольги Тобрелутс - коллажи не только в технологическом смысле, но и в смысле концептуальном: на одной из работ серии «Русские сказки» мы видим совмещение нескольких контекстов: в сказочную принцессу в образе Наоми Кэмпбэлл целится из лука греческий кентавр на фоне гоголевского месяца и билибинского леса

В идеальном пространстве топ-модели подобно принцессам шоу-бизнеса входят в пространство, где обитают принцессы сказочные. Одна такая история о принцессе, история со своей печалью и своей моралью известна как «В замке Синей Бороды».

Эта сказка авторская. Написана она Шарлем Перро. Напомним, речь в ней, можно сказать, идет о неудачном браке. Патриархальный персонаж, сочетающий в себе черты мужа, отца и даже дедушки, убивает своих жен, нарушающих установленное им табу - нельзя посещать тайную комнату. Одержимый бредом ревности, Синяя Борода подвергает жен испытанию, устанавливает запрет и искушает. Он дает своим женам ключи от комнат, в том числе и от тайной. Все они нарушают табу. Их всех выдает ключ, с которого невозможно смыть кровь. Ключ-инструмент служит ключом-отгадкой. Ключ с несмываемой кровью - след дефлорации как необратимого процесса. Путь к наслаждению лежит в насилии, в лишении невинности как границы между внешним и внутренним. Увиденное в тайной комнате - смерть, судьба как судьба за обладание тайной. Тайная комната - это еще и пространство фантазии, пространство присвоения желания, принадлежащего Синей Бороде.

Не будем задаваться вопросом о том, почему художница выбрала именно эту сказку, обратим внимание на то, как она ее трансформировала. Во-первых, Синяя Борода - молодой человек, стандартный идеал (ведь для кого-то именно патриарх будет идеалом). Во-вторых, по ходу повествования модели постоянно меняют костюмы, переносятся, тем самым, в различные времена и страны, что соответствует канану волшебной сказки. Визуальная интерпретация и привязывает эту сказку к современности, и постоянно смещает место и время действия. Этот эффект расщепления места действия и времени усиливается за счет фона, на котором разворачивается повествование. Интерьеры стилизованы под неоготический, неоренессансный, неорусский, неоклассический стили. Впрочем, каждый интерьер также совмещает несколько времен и мест. В этом проявляется сказочность новых технологий. Сказка живет за счет неизменности, каноничности, воспроизводимости, в то время как мода живет за счет постоянного изменения, преодоления канона, противопоставления массовому товару. Технология искусства компьютерного коллажа в «Сказках» эффективна за счет сохранения узнаваемых образов и изменения контекста их привычного распознавания. Совмещение различных контекстов создает эффект смещенного зрения. Смещенная точка зрения всегда отличала искусство.

Олеся Туркина, Виктор Мазин