Лекция. Кинопоказ. Славой Жижек и его «Киногид извращенца»
16.06.
2007
Дмитрий Голынко-Вольфсон
Лекция. Кинопоказ. Славой Жижек и его «Киногид извращенца»
Событие завершено

Анонс

Фильм Софи Файнс "Гид киноизвращенца"  - это кино-портрет философа, размышляющего о кино; точнее, подглядывающего подобно вуайеристу за тем тайным и сокровенным, что скрыто за кино-образом. В амплуа "киноизвращенца" здесь выступает Славой Жижек, словенский психоаналитик, толкователь Лакана, знаток Хичкока, пропагандист диалектического материализма, интерпретатор идей Ленина и Мао, а также непримиримый критик бушевской империи и неолиберального капитализма. Сегодня Жижек - один из самых влиятельных представителей мировой философской сцены, заслуженно пользующийся репутацией интеллектуальной поп-звезды. 

"Гид киноизвращенца" в трактовке Жижека представляет собой максимально правдивый рассказ психоанализа о кинематографе. Кино для Жижека оказывается универсальным ключом к пониманию реальности, субъективности, желания, сексуальности и работы фантазма. Комментируя ключевые эпизоды из "любимых" фильмов - от "Птиц" или "Головокружения" Хичкока до "Голубого бархата" Линча и "Бойцовского клуба", Жижек доказывает, что наша реальность вовсе не рациональный конструкт или прагматическая модель, а сфера пугающего и одновременно манящего Чужого (того, что в терминологии Лакана называется Реальным). Символический порядок нашей повседневной жизни определяется этим необъяснимым и травматическим моментом, не поддающимся дискурсивному прочтению, а выражаемым через кинематографические "галлюцинации" великих режиссеров.

Сюжетно фильм разделен на три части. Первая  часть - о том, что реальность строится по типу фантазма и, в конечном итоге, сама этим фантазмом и оборачивается. Вторая - что фантазм служит фундаментом и одновременно препятствием сексуальных отношений. Третья - что фантазм порождает окружающие нас иллюзии и видимости, собственно, и формирующие нашу субъективность. Все эти парадоксальные наблюдения Жижек высказывает в безумно обаятельной, ироничной и строго аргументированной манере. Причем по воле режиссера Жижек постоянно оказывается в антураже того фильма, который он в данную минуту подвергает психоаналитическому разбору. Отчего и возникает буквальный эффект вовлеченности: кажется само киноизображение исповедуется в своих подсознательных страха и влечения, само киноизображение предстает подсматривающим за собой и попутно анализирующим себя извращенцем.

 

Фильм демонстрируется на английской языке без перевода. Но (!) показ каждой части фильма предваряет краткое вступительное слово, разъясняющее основные содержательные моменты.