Курс лекций «Лакан и Фуко»
31.05.
2018
03.06.
2018
Лоренцо Кьеза
Курс лекций «Лакан и Фуко»
Событие завершено

Анонс

Ссылка на предварительную регистрацию: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScqdZLsHTf-wFQcdBf5URbORj6P4oqhAE013Ere_Ao8X2GLEw/viewform

ВОЗМОЖНО ОНЛАЙН УЧАСТИЕ

Лакан высоко ценил работы Фуко. Он неоднократно упоминал и комментировал их на своих семинарах, призывая слушателей их читать. Фуко, в свою очередь, на протяжении всего своего творчества уделял немалое внимание психоанализу. И хотя эти «обмены любезностями» были не лишены взаимной критики, они также свидетельствуют о глубоком осознании того, что психоанализ, это не просто «анти-философия», а инновационная практика, и что возобновление философии возможно только в диалоге с ней.

На этом курсе мы проведем сравнение и сопоставим соответствующие Лакану и Фуко позиции, относительно таких понятий как субъект и структура. Мы сосредоточимся на их схожей, с одной стороны, но, и при внимательном рассмотрении, принципиально различной критике касательно классического метафизического субъекта, которую они оба проводят в диалоге со структурализмом.

Прежде всего, мы рассмотрим понятие субъекта у Фуко, представленное в его рассуждениях об авторстве, которые были подробно изложены в эссе 1969 года «Что такое автор?». Мы обратим особое внимание на такой, далеко не маловажный факт, что в этом контексте Фуко рассматривает Фрейда как «основателя дискурсивности». В этой связи мы также остановимся на комментариях Лакана о понятии «автора» у Фуко (которые были сделаны в XVI Семинаре), и посмотрим, как это понятие совпадает с лакановским субъектом бессознательного.

Во-вторых, мы будем оппонировать заключениям Лакана и Фуко об онтологическом статусе субъекта. С одной стороны, для виталистических предположений Фуко определение «того кто говорит», в итоге, не ведет ни к каким различиям. С другой, для Лакана, то, что имеет материалистическое значение в человеческой форме жизни, в жизни говорящего существа, это, как подчеркивает психоанализ, абсолютное различие.

В третьих, мы проанализируем, как это абсолютное различие оказывается, для Лакана, неразрывностью субъекта и структуры, и как, именно эта связь, отделяет его от позиции Фуко. Здесь мы разберемся в том, что Лакан говорит о структурализме, и как его подход может быть лучше понят, следуя Мильнеру, в терминах гиперструктурализма. Затем, мы внимательно изучим попытку Фуко «проанализировать с точки зрения структуры зарождение самого структурализма», и то, как этот анализ, вращающийся вокруг «смерти человека» приводит его в последствие к разработке антигуманистической «смерти структуры» (жестко критикуемой Лаканом) параллельно с враждебной позицией к психоанализу.

ЛОРЕНЦО КЬЕЗА – философ, психоаналитик, политический теоретик, переводчик. Один из ведущих интерпретаторов Лакана на сегодняшний день; его даже называют «лидером молодого поколения лаканистов» (Дани Нобус). Лоренцо Кьеза – автор ряда влиятельных книг, изданных MIT Press: «Субъективность и инаковость. Философское прочтение Лакана» (Subjectivity and Otherness. A Philosophical Reading of Lacan, 2007) и «Не-два. Логика и Бог у Лакана» (The Not-Two. Logic and God in Lacan, 2016). Работы Лоренцо Кьезы переведены на десять языков, в том числе и на русский (он – постоянный автор журнала «Лаканалия», www.lacan.ru). 

В 2014 году основал Генуэзскую школу гуманитарных наук; приглашенный профессор Школы Фрейда-Лакана в Музее сновидений Фрейда (с 2012 года регулярно приезжает с лекционными курсами) и Европейского университета Санкт-Петербурга; на постоянной основе читает лекции в Университете Нью-Мехико, Институте гуманитарных наук Неаполя, Институте философии Любляны, Американском университете Бейрута. 

Перевел на английский язык несколько книг Джорджо Агамбена и Паоло Вирно, на итальянский – Славоя Жижека.

 

 

Расписание

31.05.2018 19:00
01.06.2018 19:00
02.06.2018 19:00
03.06.2018 17:00
03.06.2018 19:00